Фильмы о войне смотреть всегда тяжело. Но среди них есть такие, которые пронзают наиболее глубоко. К примеру, фильм «Мальчик в полосатой пижаме».
Действие картины происходит в Германии, в 40-е годы XX века. В фильме нет ни кровопролитных военных действий, ни устрашающих танков, ни снарядов, разрывающих солдат. Но от этого становится не менее жутко.
Немецкий офицер вместе с женой, дочерью и сыном живет в Берлине в прекрасном особняке. Приходит время – отца семейства повышают по службе и вместе с семьей отправляют в провинцию. Новый дом разительно отличается от просторного прежнего – и не только обстановкой. Рядом нет соседей, нет школ, детям не разрешают выходить за территорию дома – у ворот стоит солдат с немецкой овчаркой… К детям приезжает репетитор, которые заполняет их головы правильной немецкой историей и идеологией. Именно после переезда семьи в новый дом нарастает напряжение, тяготит чувство чего-то ужасного. Что-то случится.
Окружающая обстановка непонятна главному герою – сыну офицера, 8-ми летнему Бруно. Здесь и раскрывается главная особенность фильма, подкупающая и шокирующая, – все события мы видим глазами ребенка. Глазами широко распахнутыми, голубыми, немного удивленными и наивными. Но наивность детей всегда обманчива: дети умнее взрослых; дети любят играть в свои незамысловатые игры, но и видят игры в делах взрослых. Игры запутанные и до крайности странные. И главное – абсолютно нелогичные и глупые.
«Мама! Я из своего окна видел ферму! И там много детей! Можно я с ними поиграю? Только они странные… Они все время ходят в пижамах…» <…> «А почему на тебе номер? Это игра такая? Расскажи мне правила этой игры с числами!» <…> «Взрослые вечно не могут определиться со своей профессией, то одним занимаются, то другим. Вот у нас Павел, он раньше был доктором, а теперь картошку чистит».
С одной стороны, фильм стандартный – есть немцы, есть евреи. Немцы жестокие, евреев жалко. С другой стороны, фильм о том, как неправильно делить весь мир на хорошие и злые нации. Хоть это и сказано устами маленького мальчика, но его разум, чистый, незамутненный официальной идеологией, показывает суть происходящего. Бруно любит и гордится своим отцом, ведь папа выполняет важную и ответственную работу. Но и маленький еврей Шмуль любит своего отца-часовщика. Разве есть разница между потомком чистейшей расы Бруно и мальчиком в полосатой пижаме Шмулем? Они оба хотят играть, смеяться, есть, жить наконец! «Давай поиграем в мяч, когда все наконец помирятся?» - предлагает Бруно. Дружеское пожатие маленьких рук. Но через колючую проволоку. Не просто трогательный кадр. Кадр-символ.
Фильм заканчивается жестоко и однозначно. Наивная, отчасти глупая случайность подводит итог всем играм, в которые никак не могут наиграться взрослые. Неизвестно, что потом стало с отцом Бруно; можно предположить, что стало с матерью. Но во время титров не думаешь об их судьбах. В голове, толкая друг друга, мысли – зачем все это? Вся эта жестокость? Почему все так? Одумайтесь, люди!
Думаю, фильм не просто о том, «как немцы относились к евреям и сжигали их в печах». Фильм шире. О том, как жестока и беспощадна любая война, о том, как одна нация не может быть лучше другой. И многое другое. Здесь каждый найдет, о чем задуматься…
Фильм заслуживает того, чтобы быть увиденным.